Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

 

ИГРЫ СО СЛОВАМИ

Игры со словами для детей дошкольного возраста — очень увлекательное занятие. Читать слова гораздо интереснее, чем слоги. Ведь в слоге нет смысла, а каждое слово что-либо обозначает. Пока ребенок учит буквы и пытается читать слоги, он часто не понимает, зачем ему это надо. А прочитав первые слова, радуется новому ощущению: «Я умею читать!» С этого момента ребенку становится понятно, зачем нужны буквы и сколько всего интересного можно узнать с их помощью.

Лучше переходить к чтению слов тогда, когда ребенок уже научился уверенно называть слоги слитно, а не по буквам. Для первых игр со словами выбирайте слова, состоящие из 3 букв, например: СОН, КОТ, ЛУК. Постепенно увеличивайте количество букв в используемых для игр словах.

Если вашему ребенку только 4 года, не спешите предлагать читать слова длиннее 5 букв. С 5-летнего возраста ограничений в длине слов придерживаться не нужно.

Игры, приведенные в этой статье, предназначены для выполнения разнообразных образовательных задач: учиться составлять слова из букв и/или слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться определять порядок букв в слове, развивать скорость чтения, развивать речь, внимание, память, мышление. При подборе игр для занятий с ребенком старайтесь выбрать упражнения с разными видами задач. Также старайтесь на одном занятии использовать игры, которые отличаются способом организации, например: лото и подвижную игру, одну игру на составление слов из букв, а другую на подбор слов по смыслу. Такой подход к занятиям на этом этапе обучения чтению поможет сохранить увлеченность ребенка, вызовет дополнительный познавательный интерес к слову.


Цепочки слов

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова, формировать навык осмысленного чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Из картона нарежьте небольшие карточки. На карточках разноцветными карандашами или фломастерами напишите слоги (каждый слог — своим цветом), например НО, РА, МА, ЛО, СИ, ЛА, ПА.

На столе перед ребенком выложите карточку со слогом НО. Пусть ребенок ее прочитает. Затем рядом положите карточку со слогом РА. Предложите ребенку и ее прочитать. Затем ребенку нужно прочитать оба слога и назвать получившееся слово (НОРА). Теперь уберите первую карточку (НО), попросите повторно прочитать оставшийся слог (РА). Рядом со слогом РА положите карточку МА. Предложите ребенку прочитать и этот слог, прочитать два слога вместе и назвать новое слово (РАМА). Так, постепенно убирая первый слог и добавляя новый, прочитайте с ребенком всю цепочку до конца: НОРА — РАМА — МАЛО — ЛОСИ — СИЛА — ЛАПА.

В этом варианте чтения для ребенка упрощается задача понимания прочитанного, т. к. ему не придется долго думать над каждым отдельным слогом слова: прочитав слог в составе первого слова, во втором ребенок уже просто вспомнит его.

В следующий раз подготовьте новые карточки со слогами: ЛИ, СА, МА, КИ, НО, СИ, ЛА, ПЫ. В цепочке с использованием этих слогов получатся слова: ЛИСА — САМА — МАКИ — КИНО — НОСИ — СИЛА — ЛАПЫ.

Постепенно увеличивайте количество слогов в цепочке.


Буква убежала

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: картинки с изображением носа, дуба, рака, сыра; гласные буквы — А, О, У, И, Ы, Я, Е, Ё, Ю, Э (из разрезной азбуки или магнитные).

Под картинкой, на которой нарисован РАК, выложите первую и последнюю букву слова (Р и К), оставьте между ними промежуток. Спросите ребенка, все ли буквы слова на месте. Ребенку нужно догадаться, какую букву вставить в слово. Помогите ребенку выполнить задание: вместе с ним протяжно произнесите слово РАК (РААААААК), предложите пробовать вставлять разные буквы и читать образовавшиеся слова. Посмейтесь вместе с ребенком над чудными словами: РИК, РЕК, РУК, РЯК и т. д. Похвалите ребенка, когда он, вставив букву А, скажет, что выполнил задание, и прочтет отгадку.

Аналогично подберите пропущенные буквы к словам ДУБ, НОС, СЫР.

Если ребенок ошибется при выполнении задания, не спешите исправлять его, а произнесите получившееся слово, возможно, так малыш быстрее поймет свою ошибку и исправит ее сам.

Чтобы ребенку не наскучило играть в эту игру, за одно занятие используйте не более 5 слов. Слова, которые ребенок с трудом восстановил, вы можете загадать ему снова еще раз.

Используйте слова из данного списка: МАК, ЛАК, ШАР, НОС, СОМ, СОК, РОТ, ДОМ, СУП, ЛУК, СУК, ПУП, ЖУК, КУБ, ДЫМ, СЫН, БЫК, РИС, ЛИС, ЛЕС, МЕЛ, МЕЧ, ФЕН, ДЕД, МЁД, ЛЁД, ЛЮК, МЯЧ.

Вариант:

Загадайте слово без картинки: выложите первую и последнюю буквы, предложите ребенку угадать, какое слово вы задумали. Перебирая гласные буквы, ребенок найдет отгадку и прочитает ее.


Закончи слово

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), клей.

Как играть?

Подберите 5-10 картинок из настольных игр или вырежьте их из журналов. В названии картинок должно быть не более 8 букв. Под каждой картинкой напишите начало слова (желательно, деля слова по слогам). Окончания слов напишите на небольших листочках бумаги буквами того же размера. Предложите ребенку подобрать соответствующие окончания к каждой картинке и прочитать слова.

 

 

Вариант:

Можно играть и без картинок. Но для такого варианта нужно подбирать слова, относящиеся к одному обобщающему понятию, например: названия посуды или мебели, обуви или одежды, деревьев или цветов, транспорта или городов, месяцев или дней недели и т. п.

Начала слов запишите в столбик на большой карточке, располагая их ближе к правому краю. Окончания слов напишите на отдельных карточках соответствующего размера.

Предлагая выполнить задания, заранее скажите ребенку, из какой группы составляются слова. Когда ребенок будет уверенно составлять слова, можете не объявлять тему задания заранее, а, наоборот, по окончании работы над каждой карточкой спрашивать, как можно все назвать одним словом.

Вы можете долгое время возвращаться к этой игре, составляя новые задания на темы, которые заинтересовали вашего ребенка. Ребенок воспринимает новые слова в этой игре как совершенно новую игру, а значит, и выполнять задание ему будет интересно.


Книжка-игрушка

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться читать слова, развивать скорость чтения.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: альбом для рисования (на скрепках или на веревочке) — 12 листов, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

С помощью линейки и карандаша разделите альбом пополам таким образом, чтобы одна часть осталась соединенной скрепками/веревочкой. Разрежьте по намеченной линии.

Каждый лист получившейся книжечки разметьте посередине и разрежьте, но не до конца, а так, чтобы альбом оставался соединенным посередине скрепками/веревочкой. На каждой левой страничке напишите по одному слогу из данных: КИ, НО, РА, ЛА, ПИ, КО, СА, СИ, ГО, ЛИ, КА, ПО, а на каждой правой страничке — по одному из этого списка: НО, НИ, МА, ПА, ЛА, РА, СА, ТЫ, СИ, ША, ЛЫ, НА.

Перелистывая странички в разной последовательности, ребенок будет составлять разные слова. Предложите ребенку листать книжку-игрушку и читать слова, посмейтесь вместе с ним над «забавными» словами типа: РАПА, ГОСА, КИНИ, САНА, порадуйтесь, когда удастся составить «настоящие» слова: КИНО, НОРА, ПОНИ и т. д. Обратите внимание ребенка, что с одним и тем же слогом можно составить несколько слов, например со слогом КО: КОСА — КОТЫ — КОНИ или со слогом РА: ГОРА — НОРА — КОРА.

 


Вариант:

Сделайте книжку, разделив каждую страницу на 3 части.

В каждой части напишите по одной букве из списков. На первых страницах напишите буквы С, Л, Р, К, Ж. Для вторых страниц подойдут буквы О, У, А, Ы, И. На третьих страничках напишите К, М, Н, Т, Р. Листая странички такой книжки-игрушки, ваш ребенок сможет составить слова: СОК, СОН, СОМ, ЛУК, ЛАК, СЫР, СЫН, РОТ, КОТ, КИТ. Получатся и смешные слова, например: СЫМ, КАН, ЖУМ, РИТ, КАТ. Попробуйте вместе с ребенком придумать, что могли бы обозначать эти слова на другой планете.


Имена

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать воображение.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: картинки с изображениями девочки и мальчика, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листочках бумаги заранее напишите 8-15 имен девочек и мальчиков. Выбирайте не только хорошо знакомые ребенку имена, но и совершенно новые. Положите перед ребенком картинки с изображениями детей. Предложите читать написанные на карточках имена и раскладывать их под картинками девочки или мальчика соответственно.

Уделите внимание таким именам, как САША, ВАЛЯ, ЖЕНЯ. Расскажите ребенку, что такими именами могут назвать и девочку и мальчика. Назовите полные варианты этих имен: Александр и Александра, Валентин и Валентина, Евгений и Евгения.

Вариант:

Придумайте для игры необычные имена, нарисуйте картинки с изображением инопланетян — девочки и мальчика. Сначала попробуйте сами отгадать, кому из этих инопланетян — девочке или мальчику — подойдут имена БАСА, НЕЙ, РИН, ЛОГА, ЛЕП, ТОРА, ЖИВА, ДИС. Затем загадайте эти и подобные имена ребенку. Предложите ребенку самостоятельно придумать новые имена.


Универсам

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать речь, развивать мышление.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, игрушки (кукла/мишка).

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия разных продуктов: МОЛОКО, СМЕТАНА, КЕФИР, ТВОРОГ, ХЛЕБ, БУЛКА, ПИРОГ, ТОРТ, ПЕЧЕНЬЕ, МАКАРОНЫ, РИС, ГРЕЧА, СОЛЬ, САХАР, КОЛБАСА, СОСИСКИ, СЫР, КАПУСТА, СВЁКЛА, КАРТОФЕЛЬ, УКРОП, ЯБЛОКИ, ГРУШИ, БАНАНЫ, ЛИМОНЫ.

Организуйте в комнате «Универсам»: предложите ребенку прочитать слова и разложить их по отделам. Например, все молочные продукты — на стол, овощи — на стул, фрукты — на диван и т. д. Поручите ребенку роль продавца, а сами исполняйте роли игрушек. Приходите в магазин за продуктами, называйте их, а ребенок будет искать карточку с соответствующей надписью и «продавать» вам товар.

Вариант:

Добавьте в ваш магазин отделы одежды и обуви, сувениров, посуды, книг, бытовой техники, бытовой химии и т. п. Напишите названия соответствующих товаров. Например: ПЛИТА, ХОЛОДИЛЬНИК, УТЮГ, ФЕН, ВЕСЫ, СВЕЧКИ, ФОТОАЛЬБОМ, СЕРВИЗ, КУВШИН, МЫЛО, ШАМПУНЬ, ЗУБНАЯ ПАСТА, СТИРАЛЬНЫЙ ПОРШОК, ГЕЛЬ ДЛЯ ДУША.


Угошение для зверей

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мышление.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: картинки с изображением животных (медведь, лягушка, заяц, собака, мышка, кошка, лошадь, белка), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листочках бумаги напишите слова: МАЛИНА, МЁД, КОМАРЫ, ЗЕРНО, ТРАВА, МОЛОКО, МЯСО, РЫБА, КОСТЬ, ОРЕХИ, СЕНО, КАПУСТА, ГРИБЫ. Положите перед ребенком картинки с изображением животных. Предложите читать написанные на карточках слова и раскладывать их под картинками — «угощать зверей», отгадывая, кто что любит есть. Обратите внимание ребенка, что некоторым угощениям будут рады несколько животных. Например, капустой может угоститься и заяц и лошадь, грибам будут рады белка и медведь, а мясом можно угостить кошку и собаку и т. п.

Вариант:

Картинки с изображениями животных замените карточками с их названиями. Подберите для игры картинки с изображениями разных лакомств для этих животных.


Поваренок

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать мышление.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, кастрюли (игрушечные или настоящие).

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия различных продуктов: МОЛОКО, МУКА, САХАР, СОЛЬ, МАСЛО, МЯСО, РЫБА, ЯЙЦО, КАРТОФЕЛЬ, КАПУСТА, МОРКОВЬ, СВЁКЛА, ЯБЛОКИ, ГРУШИ, СЛИВА, ВИШНЯ, МАЛИНА, МЁД, ВОДА. Превратите вашего ребенка в поваренка: наденьте на него фартук и колпак, выберите местом игры кухню. Вместе «приготовьте обед»: сварите борщ и компот, сделайте пюре и котлеты. Для приготовления обеда ребенку нужно выбирать необходимые продукты из написанных слов и раскладывать их по соответствующим кастрюлям. Если ребенок не знает, какие продукты нужны для приготовления того или иного блюда, расскажите ему об этом, а он сам найдет названия этих продуктов среди написанных слов.
Предложите ребенку «приготовить» любое блюдо по его выбору таким способом. Угостите приготовленным обедом или ужином членов семьи или друзей вашего ребенка.

Вариант:

Добавьте для выбора слова-названия кухонных принадлежностей, необходимых в процессе приготовления задуманных блюд: КАСТРЮЛЯ, СКОВОРОДА, ПЛИТА, ДУХОВКА, МИКСЕР, НОЖ, ВИЛКА, ЛОЖКА, ПОВАРЁШКА, ДОСКА, БАНКА, ТАРЕЛКА, БЛЮДЦЕ, ЧАШКА и т. п. Для того чтобы игра получилась веселее, можете добавить и лишние слова, например: МЕТЛА, ПЫЛЕСОС, ГРАБЛИ, КРАСКИ, СНЕГ и т. п.


Сад-огород

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, развивать мышление, пополнять словарный запас.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: предметные картинки с изображением овощей и фруктов, сюжетные картинки с изображением сада (деревья) и огорода (грядки), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия овощей и фруктов. Ребенку нужно прочитать слова и разложить названия фруктов на деревья, а названия овощей — на грядки. Попросите ребенка закрыть глаза и поменяйте местами 2-5 карточек (из сада переложите в огород и наоборот), предложите малышу найти ошибки и вернуть овощи и фрукты на место.

Варианты:

Найдите картинки луга и клумбы. Подойдут и схематические рисунки, выполненные вами самостоятельно. На карточках напишите названия цветов: ЛАНДЫШ, ПИОН, РОЗА, ПОДСНЕЖНИК, РОМАШКА, ГВОЗДИКА, КОЛОКОЛЬЧИК, ЛИЛИЯ, ВАСИЛЁК, ХРИЗАНТЕМА. Пусть ребенок прочитает слова и разложит их соответственно тому, где могут расти эти цветы. Если ребенок не знает, что колокольчик и ромашка могут расти как в саду, так и на лугу, расскажите ему об этом.

Найдите картинки сада и леса. Можете схематически изобразить их сами. На карточках напишите названия ягод: КЛУБНИКА, ЧЕРНИКА, КРЫЖОВНИК, МОРОШКА, РЯБИНА, ЗЕМЛЯНИКА, СМОРОДИНА, МАЛИНА, ГОЛУБИКА. Предложите ребенку разложить названия ягод к картинкам с изображением мест, где они могут расти. Очень хорошо, если сам ребенок скажет, что некоторые ягоды могут расти как в лесу, так и в саду. В данном подборе слов это — МАЛИНА и ЗЕМЛЯНИКА.


Цветик-семицветик

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать внимание, классифицировать предметы.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: цветной картон, ножницы, клей, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Изготовьте «Цветик-семицветик». Из картона разных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) вырежьте лепестки одинаковой формы. Сделайте серединку (кружочек из белого картона). С помощью клея соедините все детали.

На листочках бумаги заранее напишите слова: НЕБО, ДЫНЯ, КЛУБНИКА, АПЕЛЬСИН, ОГУРЕЦ, БАКЛАЖАН, МОРЕ. Предложите ребенку прочитать слова и разложить карточки с ними на лепестки того цвета, какого бывают обозначаемые словами реалии.

В следующий раз напишите новые слова, постепенно увеличивайте их количество. Сначала используйте слова, которые обозначают предметы, имеющие только один вариант цвета. Позднее интересно будет использовать для игры названия предметов, которые могут быть разных цветов. Например, слово ЛИСТЬЯ подходит и к зеленому, и к красному, и к желтому лепестку, а слово СЛИВА можно положить и на фиолетовый, и на желтый, и на зеленый лепестки.


Магазин одежды

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: картинки с изображением девочки и мальчика, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листочках бумаги заранее напишите названия одежды: ПЛАТЬЕ, ЮБКА, БЛУЗКА, САРАФАН, БРЮКИ, ШОРТЫ, РУБАШКА, СВИТЕР, КУРТКА, ПАЛЬТО, НОСКИ, КОЛГОТКИ, ФУТБОЛКА, КЕПКА, ПАНАМА. Положите перед ребенком картинки с изображением детей. Предложите читать написанные на карточках названия одежды и раскладывать их под картинками девочки или мальчика соответственно. Обратите внимание ребенка, что некоторые виды одежды носят как девочки, так и мальчики.

Варианты:

Напишите на карточках названия обуви: ТУФЛИ, ТАПКИ, САПОГИ, БОТИНКИ, КРОССОВКИ, БОСОНОЖКИ, САНДАЛИИ, ВАЛЕНКИ. Играйте аналогично, распределяя слова между картинками мальчика и девочки.

Разложите одежду и обувь по сезонам. Для этого используйте картинки с изображением зимы и лета.


Беспорядок дома

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать наблюдательность.

Возраст: с 4 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, скотч.

Как играть?

На листах бумаги напишите названия предметов домашней обстановки вашей квартиры: ШКАФ, СТОЛ, СТУЛ, КРЕСЛО, КОМОД, ДИВАН, КРОВАТЬ, ОКНО, ДВЕРЬ, ЛАМПА, ЗЕРКАЛО, ТЕЛЕФОН, ТЕЛЕВИЗОР и т. п. Вместе с ребенком прикрепите эти названия с помощью скотча к соответствующим предметам. Через 3-4 дня, пока не видит ребенок, поменяйте некоторые карточки местами. Пусть ваш малыш сам заметит изменения и поместит названия на прежние места. В следующий раз поменяйте местами другие карточки.

Вариант:

Подобную игру можно провести и на даче. Используйте для ее организации слова: КАЛИТКА, ЗАБОР, КРЫЛЬЦО, СКАМЕЙКА, КАЧЕЛИ, ОКНО, СТОЛБ, ГРЯДКА, КЛУМБА, ДЕРЕВО, КУСТ, БУДКА и т. п.


Слово рассыпалось

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться определять порядок слогов в слове, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На полоске картона произвольно размера напишите слово РУКА. Разрежьте слово на слоги: РУ, КА. Предложите ребенку собрать слово из слогов, определить последовательность слогов в слове. У ребенка могут получиться и КАРУ и РУКА. Ребенок, осмысливая варианты сочетания слогов, выберет правильный ответ.

Для данной игры используйте любые слова, состоящие из слогов-слияний (из согласной и последующей гласной букв), например: РЕКА, НОЧИ, ЛЕТО, САНИ, ЗИМА, НОГИ, ЛИСА, ЖАРА и т. п.

Вариант:

Составляйте слова из букв. Выложите перед ребенком буквы задуманного слова в произвольном порядке (можно использовать для этого буквы разрезной азбуки или магнитные). Переставляя буквы в разной последовательности, ребенок наконец подберет нужное слово и прочтет его.


Словесное лото

Цель: учиться читать слова, развивать внимание.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага для рисования, линейка, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки (из настольных игр или вырезанные из журналов), мешочек.

Как играть?

Из журналов, каталогов, настольных игр подберите 20-30 предметных картинок с простыми названиями: в состав названий должно входить от 3 до 6 букв. Листы бумаги разделите на 5-6 прямоугольников одинакового размера. В каждом прямоугольнике напишите по одному слову из тех, к которым смогли подобрать картинки. Можете распечатать слова на принтере.

Предложите ребенку выбрать одну из карточек со словами, прочитать их и найти к каждому слову соответствующую картинку. Картинками нужно закрывать слова.

Играйте в эту игру всей семьей. Правила игры просты. Каждый из членов семьи выбирает себе карточку. Один из членов семьи — ведущий. Он достает предметные картинки из мешочка по одной, спрашивает: «Кому нужен … ?» (произносит название предмета, изображенного на картинке). Тот, у кого есть соответствующее слово, забирает картинку себе, закрывает ею слово. Выигрывает первый закрывший все слова на своей карточке.

Вариант:

На большие карточки приклейте предметные картинки, подготовьте отдельные карточки с соответствующими словами. Ребенок будет читать слова, находить соответствующую картинку и закрывать ее.


Домино со словами

Цель: учиться читать слова, учиться понимать прочитанное.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: белый картон, предметные картинки, простой карандаш, линейка, ножницы, клей, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Подберите картинки с изображениями различных предметов, в названии которых не более 6 букв. Используйте для поиска картинок старые журналы, буклеты, каталоги. Вам могут пригодиться наклейки, открытки, фантики. Чем больше картинок вы подберете, тем интереснее получится игра.

Из белого картона изготовьте набор карточек одинакового размера. Размер карточки определите сами в зависимости от размера подобранных вами картинок: картинки должны поместиться на половину карточки. На каждой карточке сделайте разметку: разделите с помощью карандаша и линейки пополам. На правых половинках карточек напишите слова, а на левые половинки приклейте предметные картинки. Избегайте приклеивания на одну карточку картинки и соответствующего слова. Можете распечатать слова на принтере и приклеить их к картонным карточкам также, как картинки.

Объясните ребенку правила игры. К каждой карточке нужно подбирать другую таким образом, чтобы написанные слова совпали с картинками. Возьмите себе и дайте, ребенку по 5-8 карточек. Оставшиеся карточки сложите в общую колоду. Стройте цепочки из слов и картинок. Ходите по очереди. Если у вас или ребенка нет подходящей карточки, берите дополнительные из колоды. Выигрывает тот, кто первый остается без карточек на руках. Не забывайте просить ребенка читать вслух слова на карточках! Игра в домино способствует не только развитию навыка осмысленного чтения, но и учит ребенка действовать по правилам.


Буква заблудилась

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться составлять слова из букв, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: картинки с изображением козы, кота, сома, рака, белки, вороны, мышки, галки, осла, курицы; буквы (из разрезной азбуки или магнитные).

Как играть?

Под картинкой, на которой нарисован кот, из букв разрезной азбуки составьте слово КИТ. Предложите ребенку прочитать слово. Ваш ребенок будет удивлен несоответствию слова и картинки. Объясните, что какая-то буква из слова КОТ заблудилась, а другая буква из похожего слова заняла ее место. Попросите ребенка найти букву, которая заблудилась, и заменить ее на правильную. Возможно, выполняя задание впервые, ваш ребенок не сразу поймет, как это сделать. Помогите ему: произнесите слово протяжно, так, чтобы ребенок отчетливо услышал звук О, при этом нужно одновременно с произношением слова указывать на соответствующие буквы составленного слова.

Под картинкой, на которой нарисована коза, выложите слово КОСА. Спросите ребенка, какое слово написано под картинкой. Вместе с ребенком удивитесь: что-то опять неправильно, почему так получилось? Предложите ребенку найти букву, которая «заблудилась». Если ребенок затрудняется, помогите ему: утрированно произнесите слово, протягивая голосом искомый звук (в данном случае нужно произнести: «КОЗ-3-З-ЗА»), одновременно с произношением указывайте на соответствующие буквы.

Аналогично: под картинкой, на которой изображен сом, выложите слово СОН, под картинкой с раком — слово МАК, под картинкой с ослом, — слово ОРЁЛ, под картинкой с белкой — слово БУЛКА, под картинкой с вороной — слово КОРОНА, под картинкой с мышкой — слово МИШКА, под картинкой с галкой — слово ПАЛКА.

Обратите внимание! Обычно ребенку проше выполнять задания, в которых «заблудилась» гласная буква, — в этом случае ребенок сам может протяжно произнести слово, выделяя голосом звук, который ищет.

Варианты:

Можно подписать слова под картинками, неправильную букву ребенок зачеркнет, сверху напишет правильную. Но в этом случае каждая картинка будет использоваться вами только один раз.

Если игра ребенку понравилась, в следующий раз используйте другие подобные пары слов: ШАР — ПАР, ДОМ -ДЫМ, ЛУК — СУК, ДУБ — ЗУБ, ФЕЯ — ФЕН, МЁД — ЛЁД, МЕЧ — МЯЧ, СТОЛ — СТУЛ, КЛЮВ — КЛЮЧ, ВАТА — ФАТА, НОРА — КОРА, СТОГ — СТОП, РОСА — КОСА, ЛЫЖИ — ЛУЖИ, БАНК — ТАНК, ПОРТ — ТОРТ, КРУГ — ДРУГ, ГОРКА -НОРКА, ЦАПЛЯ — КАПЛЯ, КЕПКА — РЕПКА, ПАПКА — ПАЛКА, ЗЕФИР — КЕФИР, ПИЛКА — ПОЛКА, ДВЕРИ — ЗВЕРИ,
КОШКА — МОШКА, РУЧКА — ТУЧКА, ПОЧКА — ДОЧКА, ТОЧКА — НОЧКА, ПЕСОК — ЛЕСОК, БОЧКА — ДОЧКА, БУДКА — БУЛКА, РОБОТ — ХОБОТ, ПОЛЕНО — КОЛЕНО, ВЕЛИКАН — ПЕЛИКАН, СКРЕПКА — СКРИПКА, ПЕДАЛЬ -МЕДАЛЬ и т.д.


Чудесные превращения

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: буквы из разрезной или магнитной азбуки.

Как играть?

Расскажите ребенку, что в некоторых словах прячутся другие слова. Чтобы в одном слове увидеть другое, нужно отгадать, какую букву убрать из слова, чтобы оставшиеся буквы составили другое слово. Предложите читать эти слова и «превращать» одни слова в другие.

Выложите на столе перед ребенком слово БУСЫ или предложите самому ребенку выложить это слово из букв разрезной/магнитной азбуки. Уберите одну букву, например У. Предложите прочитать получившееся слово БСЫ. Спросите, знает ли ребенок предмет с таким названием. Верните букву У на место. Уберите букву С. Пусть ребенок прочитает слово БУЫ. Снова спросите, а знает ли ребенок, что такое БУЫ. Верните букву С на место. Уберите букву Ы. Предложите прочитать слово БУС — такого предмета ребенок тоже не знает. Верните букву Ы на место. Уберите букву Б. Пусть ребенок прочитает слово УСЫ. Порадуйтесь вместе с малышом, что он смог «превратить» одно слово в другое.

Аналогично изменяйте и другие слова. Например: УГОЛ — ГОЛ, ПАРК — ПАР, КРОТ — РОТ, ШАРФ — ШАР, СМЕХ — МЕХ, КЛЁН — ЛЁН, МАЯК — МАК, СЛОН — СОН, МУХА — УХА, БОРЩ — БОР, СПОР — СОР, СТОЛБ — СТОЛ, ЛУЖИ — УЖИ, НОЧИ — ОЧИ, СУТКИ — УТКИ, ЭКРАН — КРАН, ОВРАГ — ВРАГ, ТИГРЫ — ИГРЫ, СТВОЛ — СТОЛ, ЖАБРЫ — ЖАБЫ, ГРОЗА — РОЗА, ПИТОН — ПИОН, КОЛЕНИ — ОЛЕНИ, ПУШКИ — УШКИ, ОЛЕНЬ — ЛЕНЬ, ПРЯТКИ — ПЯТКИ, ЛАМПА — ЛАПА, ПИЛОТ — ПЛОТ, УЧЕБНИК — УЧЕНИК, КРОЛИКИ — РОЛИКИ, ДУДОЧКА — УДОЧКА, ЗАДАНИЯ — ЗДАНИЯ.

Игра поможет ребенку развить внимание и интерес к словам родного языка.

Вариант:

Попробуйте и такой вариант игры. Не ищите в большем слове меньшее, а добавляйте буквы, чтобы получились новые слова. Например: к слову РОТ добавьте букву К, получится КРОТ; к слову МЕХ — букву С, будет слово СМЕХ; к слову КРАН добавьте Э, получится слово ЭКРАН, а к слову ЛЕНЬ — букву О, будет слово ОЛЕНЬ.


Слогоежка

Цель: учиться определять, какие слоги входят в состав слова, учиться составлять слова из слогов, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Расскажите ребенку, что в некоторых словах прячутся другие слова. Чтобы в одном слове увидеть другое, нужно отгадать, какой слог убрать из слова, чтобы оставшиеся слоги составили другое слово. Предложите находить эти слова и «превращать» одни слова в другие.

На полоске бумаги запишите слово МАШИНА (можно предложить написать слово ребенку). Вместе с малышом проговорите слово по слогам, разделите написанное слово на слоги вертикальными линиями с помощью простого карандаша — МА|ШИ|НА. Пусть ребенок разрежет слово на слоги. Убирайте по одному слогу из слова, предлагайте ребенку читать получившиеся сочетания слогов, спрашивайте, есть ли такое слово. Из слова МАШИНА у ребенка получатся: МАНА, МАШИ, ШИНА. Похвалите ребенка, когда он правильно назовет и составит отгадку — слово ШИНА.

Будет очень хорошо, если ребенок увидит и еще один вариант отгадки — слово МАШИ (в смысле не одна МАША, а несколько).

Для этой игры аналогичным способом используйте слова: НОС-КИ (НОС), ПЕ-СОК (СОК), НО-СОК (СОК), РУ-КА-ВА (РУКА), ГВОЗ-ДИ-КА (ГВОЗДИ), ПО-ЛЕ-НО (ПОЛЕ), ВЕ-ТОЧ-КА (ТОЧКА), БУ-ЛАВ-КА (ЛАВКА).


Домашняя энциклопедия

Цель: учиться осмысленному чтению слов, развивать умение классифицировать предметы.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, простой карандаш, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Будем составлять «Энциклопедию животных». Сначала необходимо подготовить странички для будущей энциклопедии. Из обычной белой бумаги сделайте макеты страниц: сложите каждый лист пополам. На каждой страничке нарисуйте условный знак, соответствующий теме страницы. Так, для страницы с домашними животными подойдет изображение домика, для странички с дикими животными — изображение елки (лес), на страничке для птиц нарисуйте облачко, а на страничке для рыб — волны, условным обозначением насекомых может быть просто точка.

На листочках небольшого размера (6-8 листочков должны поместиться на одной страничке «Энциклопедии») напишите цветными карандашами или фломастерами названия диких и домашних животных, рыб, птиц, насекомых. По 6-8 названий для каждой группы. Более подходящий вариант представления слов для этой игры — распечатка, в таком виде слова будут больше похожими на слова, «выпавшие из книжки».

Расскажите ребенку, что все слова высыпались из «Энциклопедии», нужно помочь им вернуться на место. Для этого нужно читать слова и, угадав, с какой они странички, раскладывать по местам.

Вариант:

Сделайте «Энциклопедию растений». Странички могут быть такими: овощи, фрукты, ягоды, деревья, кусты, цветы. Для условного обозначения на страничку приклейте по одной предметной картинке соответственно теме странички или подпишите их названия.


Прятки

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться составлять слова из букв.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, буквы из разрезной азбуки или магнитные.

Как играть?

На листе бумаги крупными буквами напишите слово ЛЕСТНИЦА (или составьте из букв разрезной азбуки/магнитных букв). Расскажите ребенку, что в этом слове — «на лестнице» — прячутся восемь слов. Все эти слова можно составить из букв слова ЛЕСТНИЦА. Помогайте ребенку увидеть эти слова. Для этого давайте краткое описание. Например: «Этим ловят рыбу» (СЕТЬ), «Есть у дерева» (ЛИСТ), «Там живут дикие звери» (ЛЕС), «Птица с длинными ногами» (АИСТ), «Хитрое животное» (ЛИСА), «Исполняют под музыку» (ТАНЕЦ), «ЕСТЬ У ДОМА» (СТЕНА), «Есть в театре» (СЦЕНА). Слова-отгадки ребенку нужно записать или составить из букв, проверяя их наличие в слове ЛЕСТНИЦА.

А из букв слова ЖАВОРОНОК, например, можно составить слова, обозначающие: птицу (ВОРОНА), домашнее животное (КОРОВА), жилище дикого зверя (НОРА), головной убор королей (КОРОНА), высокую температуру (ЖАР), яму вокруг замка (РОВ). 

Для игры вы можете выбрать любое другое длинное слово: от 7 букв. Но желательно, чтобы в слове обязательно были буквы А, И, Е или О, У или Ы. То есть чтобы в слове встречалось не менее 3 различных гласных букв. А наибольшее количество слов можно составить из букв слова КОНТРАБАС. Таких слов может получиться 43! 


Полсловечка

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, учиться узнавать образ буквы по ее фрагментам, учиться читать слова.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, ножницы, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листах бумаги одинакового размера напишите выбранные вами для чтения слова (для одной игры достаточно 4-8 слов). На каждом листе пишите только по одному слову. Старайтесь писать буквы одинакового размера и стиля, для одной игры используйте фломастер или карандаш одного цвета (а лучше всего печатать буквы на компьютере). Каждую карточку разрежьте вдоль на две части: верхнюю и нижнюю. Эту работу проведите без участия ребенка.

Скажите ребенку, что слова играют с ним в прятки. Показывайте верхнюю или нижнюю половинку слов, пусть ребенок прочитает («найдет») это слово, затем подберет среди прочих вторую половинку слова. Сложив две половинки вместе, можно проверить правильность выполнения задания — прочитать слово.

Вариант:

Для игры вы можете использовать слова из любого «Букваря» или настольной игры: вам нужно просто закрывать полоской из картона верхнюю или нижнюю половинку загадываемых ребенку слов. Для игры нужен плотный картон — такой, чтобы через него не просвечивали спрятанные половинки слов.


Путаница

Цель: учиться составлять и читать слова, учиться определять наличие и порядок букв в слове, формировать навык осмысленного чтения слов.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: буквы из разрезной азбуки или магнитные.

Как играть?

Скажите ребенку, что вы загадали 2 слова. Например, 2 названия животных жарких стран. Выложите на столе буквы О, Л, Ж, Р, Н, А, Ф, С, И. Попросите ребенка угадать, что это за животные и сложить из букв их названия (ЖИРАФ, СЛОН).

В следующий раз загадайте 2 животных севера (О, Р, Н, Е, Ж, М, Ь, О, Л — МОРЖ, ОЛЕНЬ) или 2 птицы (О, О, О, И, А, Р, К, Т, С, С — АИСТ, СОРОКА), например.

Загадывайте слова на любые темы. Не забывайте говорить вашему ребенку о теме загадки, это поможет ему выбирать варианты ответов. Когда ребенок научится довольно быстро составлять слова из букв, попробуйте не называть тему загадки.


Кроссвордики

Цель: учиться определять, какие буквы входят в состав слова, формировать навык осмысленного чтения слов, пополнять словарный запас.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, простой карандаш, линейка, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Расчертите лист бумаги на клетки. По горизонтали и вертикали впишите в клетки слова, относящиеся к одной общей теме (дом, город, школа, игрушки, сказки и т. п.). Используйте возможность пересечения слов, как в обычном кроссворде. Оставшиеся пустые клетки заполните любыми буквами. Всю эту подготовительную работу сделайте без участия ребенка.

 

 

Покажите ребенку готовый «кроссвордик», объявите его тему (например, «Обитатели моря») и предложите найти в нем слова по этой теме. Помогайте ребенку в случае затруднения: называйте характерные признаки какого-либо загаданного предмета, существа или явления. Например: «Здесь спрятано название обитателя моря, у которого много щупалец».

Найденные слова можно закрашивать карандашами или фломастерами разного цвета.

Подобные кроссвордики вы можете составлять на любую тему. Ребенку всегда будет интересно вернуться к этому виду игры со словами. Такое занятие способствует развитию кругозора ребенка, формированию усидчивости и сосредоточенности.

Вариант:

Вы можете предложить малышу самому попробовать составить такой кроссворд для вас. Не забудьте предварительно объяснить и показать ребенку, как нужно выбирать слова для задания, как вписывать их в клетки.


Прочитай и нарисуй

Цель: учиться читать слова, учиться понимать прочитанное, развивать воображение.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: альбом для рисования, цветные карандаши, фломастеры, акварельные краски, гуашь, восковые мелки.

Как играть?

Эта игра не требует специальной подготовки. Просто напишите на альбомном листе то, что должен на нем нарисовать ребенок. Желательно, чтобы эти слова объединялись общим сюжетом. Например: РЕЧКА, РЫБКА, МОСТИК, ТРОПИНКА, ГНОМ, ЕЛКА, ГРИБ, СОЛНЦЕ, ОБЛАКО. Попросите ребенка прочитать слова, догадаться, какую картинку вы описывали, и нарисовать ее так, чтобы на ней были все перечисленные предметы. Обязательно похвалите ребенка за старание.

Вариант:

Напишите слова на отдельном листочке, дайте их прочитать ребенку, предложите нарисовать все по памяти.


Ребусы из картинок

Цель: учиться определять первую и последнюю букву в словах, учиться составлять слова из букв, учиться понимать прочитанное.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: буквы (из разрезной азбуки или магнитные), предметные картинки (из настольных игр). 

Как играть?

Загадайте слово из 4-6 букв. Например КРАСКИ. Подберите предметные картинки, названия которых начинаются на буквы этого слова (конфета, речка, абрикос, самолет, корабль, индюк). Выложите на столе перед ребенком картинки по порядку следования букв в загаданном слове (Конфета, Речка, Абрикос, Самолет, Корабль, Индюк). Пусть ребенок называет слова, определяет их первый звук, находит соответствующие буквы и выкладывает их под картинками. Предложите ему прочитать все буквы по порядку — получится слово-отгадка.

Варианты:

Загадывайте слова по последней букве. Например, для слова МИШКА вам понадобятся картинки: соМ, носкИ, камыШ, ботиноК, сумкА. Не забудьте сказать ребенку, что нужно найти последние звуки в словах и выложить соответствующие буквы в заданном картинками порядке.

Пусть ребенок придумывает такие задания для вас. А вы не забывайте специально ошибаться при их выполнении, чтобы ребенок находил ошибки и исправлял их.


Веселая зарядка

Цель: формировать навык осмысленного чтения слов, учиться запоминать прочитанное.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

Напишите на отдельных карточках слова: ВВЕРХ, ВНИЗ, ВПЕРЕД, НАЗАД, В СТОРОНЫ. Предложите ребенку сделать веселую зарядку. Встаньте напротив ребенка и показывайте карточки с командами в произвольном порядке, пусть ребенок читает слова и выполняет команды руками — поднимет руки вверх, разведет руки в стороны, опустит руки вниз, спрячет руки назад, выставит руки вперед. Сначала предлагайте выполнять по одной команде, затем показывайте 2-4 карточки подряд и только после этого разрешайте ребенку выполнять команды, вспоминая их порядок.

В следующей игре используйте другие слова-команды: ПОБЕГАТЬ, ПОТЯНУТЬСЯ, НАГНУТЬСЯ, ПОВЕРНУТЬСЯ, ПРИСЕСТЬ, ХЛОПНУТЬ, ТОПНУТЬ, ПРЫГНУТЬ. Постепенно увеличивайте количество команд в одном задании до 5-7. Повторяйте одну и ту же команду несколько раз подряд или поочередно с другими командами.

Чтобы играть было веселее, добавляйте команды-задания на произнесение разных звуков. Например: КУКАРЕКАТЬ, МЫЧАТЬ, КВАКАТЬ, ЛАЯТЬ, МЯУКАТЬ. Можете также добавлять команды-слова, которые сообщают, на какой предмет надо стать ребенку похожим. Используйте такие надписи: ПАРОВОЗ, ЮЛА, РОБОТ, ЧАЙНИК, ЗОНТИК, БАБОЧКА, КЕНГУРУ и т. д.


Наоборот

Цель: учиться осмысленному чтению слов, пополнять словарный запас, учиться находить противоположные слова.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

На листах картона одинакового размера напишите пары слов: ДЛИННЫЙ — КОРОТКИЙ, ШИРОКИЙ — УЗКИЙ, ВЫСОКИЙ — НИЗКИЙ, ТОЛСТЫЙ — ТОНКИЙ, ГЛУБОКИЙ — МЕЛКИЙ, ТЯЖЕЛЫЙ — ЛЕГКИЙ, ДАЛЁКИЙ — БЛИЗКИЙ. Карточки разрежьте пополам так, чтобы на каждой половинке оказалось по одному целому слову. Предложите ребенку прочитать слова и составить из них пары противоположных слов или «слов наоборот» (такое объяснение понятнее ребенку).

Вероятно, сначала ребенок будет путать слова: подбирать к слову ШИРОКИЙ, например, слово КОРОТКИЙ или ТОНКИЙ, а к слову ТОЛСТЫЙ слова УЗКИЙ или МЕЛКИЙ. Помогите ребенку разобраться в различиях между этими словами, можете использовать для объяснения соответствующие предметные картинки.

В следующий раз используйте другие пары слов, например: ГРОМКИЙ — ТИХИЙ, ДОБРЫЙ — ЗЛОЙ, ВЕСЁЛЫЙ — ГРУСТНЫЙ, СТАРЫЙ — МОЛОДОЙ, ЧИСТЫЙ — ГРЯЗНЫЙ, ПОЛНЫЙ — ПУСТОЙ, МОКРЫЙ — СУХОЙ и т. п.

После небольшой тренировки в составлении пар слов из 2-3 групп можете перемешать все имеющиеся для этой игры карточки и дать ребенку задание составить все возможные пары противоположных слов.

Обратите внимание! Если вы хотите облегчить ребенку выполнение заданий, используйте для записи слов фломастеры нескольких цветов. Напишите одним и тем же цветом 2-3 пары слов, а для записи других пар поменяйте фломастер. Или используйте картон 2-3 цветов. А наиболее трудный вариант задания — когда все слова написаны одним цветом и на картоне одного и того же цвета.


Карусель

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия, пополнять словарный запас, развивать речь.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Из белого картона вырежьте квадраты со стороной 5 см. Таких квадратиков приготовьте 4. Из цветного картона нарежьте полоски шириной 5 см и длиной примерно 15 см. Полосок должно получиться 16. На квадратиках напишите слова: ТЕЧЁТ, ПИШЕТ, ПОЁТ, ПРЫГАЕТ. На полосках напишите слова: ВРЕМЯ, РУЧЕЙ, ВОДА, РЕКА, КАРАНДАШ, ПИСАТЕЛЬ, МЕЛ, УЧЕНИК, ПЕВЕЦ, СОЛОВЕЙ, РЕБЕНОК, РАДИО, КУЗНЕЧИК, ЗАЯЦ, КЕНГУРУ, АКРОБАТ.

Разложите перед ребенком полоски со словами и предложите подобрать к каждому квадратику («карусельке») подходящие по смыслу слова. Полоски соединяйте с гранями квадратов. Получатся подобия каруселей.

Вы можете вырезать серединки разной формы. В зависимости от количества сторон выбранной фигуры будет варьироваться и количество подбираемых слов. Так, если вы выберете для серединок треугольник, то для каждого слова-задания нужно будет подобрать 3 варианта ответа, если выберете пятиугольник или шестиугольник, вариантов ответов нужно будет продумать 5 или 6 соответственно.

Вариант:

Напишите на квадратиках прилагательные в разном роде и числе. Например: СЛАДКАЯ, СЛАДКИЙ, СЛАДКИЕ, СЛАДКОЕ. На полосках бумаги напишите слова, подходящие по смыслу и по форме слова. Например: ЯГОДА, КАША, РЕЧЬ, ШОКОЛАДКА, СОК, КОМПОТ, СОН, ГОЛОС, ПИРОГИ, КОНФЕТКИ, КАПЛИ, ОБЕЩАНИЯ, УГОЩЕНЬЕ, СЛОВО, ПЕЧЕНЬЕ, ВАРЕНЬЕ.

В квадратиках напишите глаголы в разном роде и числе. Например: БЕЖАЛ, БЕЖАЛА, БЕЖАЛИ, БЕЖАЛО. На полосках напишите подходящие по смыслу и форме существительные. Например: ТИГР, МАЛЬЧИК, ТОК, ВЕТЕР, СОСЕДКА, МАМА, СОБАКА, ГУСЕНИЦА, ВОЛНЫ, ДНИ, ЧАСЫ, ДЕТИ, ВРЕМЯ, СОЛНЦЕ.

В квадратиках напишите слова: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ. На полосках: МАШИНА, САХАР, РЕКА, УЧЕНИКИ, СОЛНЦЕ, РУКИ, ЖАЛО, ГОРА, ВЕСЫ, БУКВА, НОЧЬ, ОЗЕРО, КУЗНЕЧИК, ЧАСЫ, РЫБАК.


Строим город

Цель: учиться составлять слова из слогов, учиться осмысленному чтению слов, учиться находить соответствия, развивать речь.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: белый или цветной картон, цветные карандаши или фломастеры, ножницы.

Как играть?

Из разноцветного картона вырежьте прямоугольники размером 5х8 см. Это будут кирпичики для строительства домов в городе. Вырежьте и треугольники обязательно с одной стороной, равной 8 см, а с другой — равной 5 см. Это будут крыши домов. Кирпичиков должно быть больше, чем квадратиков.

На крышах-треугольниках напишите слоги — начала слов. Например, ВА, ПА, ТА, СА. А на кирпичиках-прямоугольниках окончания задуманных слов. Например: -ТА (получится ВАТА), -РЕНЬЕ (получится ВАРЕНЬЕ), -ЛЕЦ (ПАЛЕЦ), -РУС (ПАРУС), -НЕЦ (ТАНЕЦ), -ЗЫ (ТАЗЫ), -БУРЕТ (ТАБУРЕТ), -ДИК (САДИК), -НИ (САНИ), -МОЛЁТ (САМОЛЁТ), -ЛАТ (САЛАТ). Предложите ребенку разложить кирпичики под подходящую крышу так, чтобы из них получались слова. Посмотрите, какой дом получился самый высокий, самый низкий. Попросите прочитать все слова, которые «живут» в домике ВА, в домике ПА, в домике ТА, в домике СА.

Полезно подбирать для игры слова, первые слоги которых похожи по звучанию: ША и ЖА; ПО и БО; ВУ и ФУ; СИ и ЗИ; ДЕ и ТЕ; ГО и КО и т. д.


По грибы

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, пополнять словарный запас.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: картинка с изображением корзинки или настоящая корзинка, бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия грибов: ЛИСИЧКА, ОПЁНОК, ПОДОСИНОВИК, ПОДБЕРЁЗОВИК, ГРУЗДЬ, СЫРОЕЖКА, МУХОМОР, ПОГАНКА. Отправьте малыша в «лес»: дайте в руки корзинку, на полу разложите карточки с названиями грибов. Попросите собрать грибы — прочитать названия на карточках и выбрать только названия съедобных грибов.

Вариант:

Найдите картинки разных грибов. Пусть ребенок к каждой картинке подберет соответствующую карточку с названием.


Найди части целого

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться находить части целого, пополнять словарный запас, развивать мышление.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: бумага, цветные карандаши или фломастеры, предметные картинки — куртка, чайник, ботинок, шкаф, грузовик.

Как играть?

На листочках бумаги напишите названия частей предметов: РУКАВ, ВОРОТНИК, КАРМАН, ПУГОВИЦА, НОСИК, КРЫШКА, ДОНЫШКО, ПОДОШВА, КАБЛУК, ШНУРОК, ДВЕРЦА, ПОЛКА, ЯЩИК, КОЛЕСО, КУЗОВ, МОТОР. На столе разложите картинки с изображением куртки, ботинка, чайника, шкафа, грузовика. Попросите ребенка читать названия частей предметов на карточках и раскладывать их под/на соответствующую картинку.

Вариант:

В следующий раз используйте картинки с изображениями дерева, птицы, рыбы, коровы, человека и слова: КОРЕНЬ, СТВОЛ, ВЕТКИ, ЛИСТЬЯ, ПОЧКИ, КЛЮВ, ПЕРЬЯ, КРЫЛЬЯ, ПЛАВНИКИ, ЧЕШУЯ, ХВОСТ, РОГА, РУКИ, НОГИ, ВОЛОСЫ, ЛИЦО, ГОЛОВА. Обратите внимание ребенка, что некоторые слова подходят к нескольким вариантам ответа. Так, слово ХВОСТ можно положить к изображению рыбы, коровы, птицы, слово ГОЛОВА можно положить и к птице, и к рыбе, и к корове, и к человеку.


Кто где живет?

Цель: учиться осмысленному чтению слов, учиться классифицировать предметы, пополнять словарный запас.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: предметные картинки с изображениями животных (рыба, собака, пчела, лиса, медведь, ворона, белка), бумага, цветные карандаши или фломастеры.

Как играть?

На листах бумаги крупными яркими буквами напишите названия домиков животных: АКВАРИУМ, БУДКА, УЛЕЙ, НОРА, БЕРЛОГА, ГНЕЗДО, ДУПЛО. Попросите ребенка прочитать названия домиков и поселить в них животных — разложить предметные картинки к соответствующим словам.

Вариант:

Подберите изображения домиков животных, а названия животных напишите на листочках бумаги. Раскладывайте названия животных к картинкам с домиками. Обратите внимание ребенка, что у некоторых животных домики называются одинаково: у лисы и у мыши — нора, у белки и у совы — дупло, например.

Напишите названия домиков домашних животных, подберите соответствующие картинки с животными. Используйте для игры слова: КОРОВНИК, КОНЮШНЯ, КРОЛЬЧАТНИК, СВИНАРНИК, КУРЯТНИК. Соответственно для этого варианта вам пригодятся картинки с изображениями коровы, лошади, кролика, свиньи, курицы.


Наряди елку

Цель: учиться читать слова, учиться понимать прочитанное, развивать мелкую моторику.

Возраст: с 5 лет.

Что вам понадобится: в

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN