Составление детьми рассказов на тему «Дед Мороз едет на елку»
Цель: поощрять попытки детей составить развернутый описательный рассказ по новогодней открытке, руководствуясь планом, предложенным педагогом.
Предварительная работа. Для занятия нужны новогодние открытки шести-семи разновидностей, объединенные одной темой: «Едет-спешит Дед Мороз». Открытка раздаются или каждому ребенку, или по одной на двоих.
За 3-4 дня до занятия воспитатель начинает знакомить детей с открытками (постепенно с одной-двумя в день). Предлагает план описания: внешность Деда Мороза, как он едет на новогодний праздник, окружающая природа. Первые 2 открытки целесообразно показать детям в конце любого занятия по развитию речи.
Остальные они будут рассматривать по аналогии с первыми. Чтобы выяснить, целенаправленно ли рассматриваются открытки, только что появившиеся на стенде, педагог предлагает трем-четырем детям сообщить план рассматривания второму воспитателю и сверстникам. В день занятия на стенде должны быть представлены образцы открыток.
Ход занятия.
Открытки лежат перед детьми на столах. На столе воспитателя запасные экземпляры, размещенные так, чтобы их хорошо видел каждый ребенок. На мольберте карта нашей Родины. Велика наша страна, не правда ли? говорит воспитатель.- Как вы думаете, успеет ли Дед Мороз поздравить всех детей с Новым годом? Давайте сочиним сегодня большую сказку о предстоящем путешествии Деда Мороза по нашей огромной стране. Я начну рассказывать, а вы продолжите.
«Весь декабрь готовил Дед Мороз подарки. Накануне Нового года ранехонько проснулся он в своем ледяном дворце, что у самого Северного полюса (показывает по карте). День-то нелегкий предстоит! Надо за сутки всю громадную страну обойти-объехать! Сначала решил Дед Мороз побывать на Чукотке и Сахалине у восточных границ нашей Родины (показ). Расправил он усы и бороду, взял посох дорожный, за порог дворца перешагнул, а у подъезда уже оленья упряжка стоит-дожидается»
Далее рассказ продолжает ребенок. Он описывает наряд Деда Мороза, оленью упряжку, окружающую природу. После чего слово опять берет воспитатель: Быстро домчался Дед Мороз до восточных границ страны. Все дела сделал, у всех в гостях побывал. Пора дальше вслед за Новым годом поспешать. Только подумал, а перед ним уже…
Рассказ снова продолжает ребенок. Если его выступление не удачно, воспитатель может обратиться к детям с такими словами: «Что такое? Уже Дед Мороз на место прибыл, а лошади по кругу бегают, останавливаться не желают. Может, им наш рассказ не понравился? Давайте-ка дополним да приукрасим его»,- после чего заслушиваются еще несколько рассказов. Всю Сибирь объехал Дед Мороз, всех с Новым годом поздравил,- продолжает педагог.- Взглянул на луну, а она сердится. «Никак опаздываю!» понял Дед Мороз и закричал: «Бегу, милая, бегу!» Стукнул посохом, вызвал… Ракету,- подсказывают дети и продолжают рассказ. К нашему родному городу (поселку) Дед Мороз подъехал на… (новой тройке). Когда над страной уже во всю сиял первый день Нового года, он крепко спал в своем ледяном дворце у самого Северного полюса,- заканчивает воспитатель.
В.В.Гербова, «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада», М., 1984.
|