Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

§ 3. Обучение сочинению

Одним из видов монологической речи, как уже было сказано, являются устные сочинения детей по воображению. Малыши-фантазеры с удовольствием придумывают начало или конец к картинкам, т. е. домысливают то, что могло предшествовать событиям, изображенным на картинке, или что могло бы следовать за изображенными событиями; составляют контаминации на темы знакомых сказок или рассказов с изменением героя (рассказ от 1-го лица), с изменением времени года и т. д.; сами сочиняют сказки и рассказы. Следовательно, детские сочинения можно классифицировать так:
1) творческое сочинение по картинке,
2) контаминации на темы художественных произведений,
3) свободное сочинение:
а) сказок, б) рассказов.
Творческое сочинение по картине рекомендуется проводить в старшей и подготовительной группах. Воспитатель ставит или вешает картину, например «В лес за грибами», изображающую опушку леса и девочек и мальчиков, входящих в него с кузовками; с ними бежит собака. Дети рассматривают картину.
Воспитатель предлагает:
 — Дети! Кто может придумать рассказ о том, что было с мальчиком, изображенным на картинке крайним слева, до того, как он пошел в лес с ребятами. Расскажите, как его зовут, когда его ребята позвали в лес, что он сказал своей маме и что она ему ответила, что дала на дорогу (наверное, у него на дне кузовка лежит завтрак?). А может быть, мамы не было дома, когда он уходил, и его провожали бабушка или дедушка? Попытайтесь все это представить себе и нам рассказать.
Через минуту воспитатель вызывает одного из «сочинителей», все остальные ребята его слушают и оценивают ответ.
Можно предложить также придумать рассказ о любом из героев картинки, даже о собаке.
Рассказ может быть и о любом предмете, изображенном на картинке: о кузовке (кто, когда, из чего его сделал, как он попал к данному герою); о деревце при дороге (кто, когда, при каких обстоятельствах его посадил). Сочинить можно о том, кто встретится детям в лесу (звери или люди) и как они поведут себя при встрече. Сочинить можно и о том, чем кончится поход ребят в лес, как их встретят дома. И т. д.
Контаминация на темы художественных произведений. Известно, что дети с большим удовольствием воображают себя в ситуациях, в которые попадают их любимые герои, приписывают себе их действия, рассказывая, «поправляют» авторов, творчески переосмысливая приключения, по-своему меняя поведение героя в определенных ситуациях («А я бы…»). Эту особенность детей необходимо использовать, разумеется, прежде всего для воспитания в них благородных черт характера, а также для развития речи — обучения монологу: поощренные просьбой воспитателя или кого-либо из родных, они с упоением начнут фантазировать, воображая себя Василисой Премудрой, Марьей Моренной, Иваном-царевичем, Буденным, Чапаевым, Юрием Гагариным. Конечно, никто не хочет быть Кощеем Бессмертным, злой мачехиной дочкой, фашистом. И это хорошо: значит, детям противно зло. Сказочные и реальные образы зла и уродства, противопоставленные силам добра и красоты, несут в воспитательном отношении не меньшую нагрузку, чем положительные.
Методика обучения сочинению-контаминации проста: ребенку предлагают пересказать определенный эпизод сказки или рассказа от своего лица, будто все это произошло с ним. Воспитатель сочувственно следит за течением «сочинения», делает вид, что верит каждому его слову, и при этом обязательно следит за речью ребенка, неназойливо поправляет его.
Очень важно выбрать произведения, достойные того, чтобы ребенок перенял положительные черты его главного героя: усвоенное в этом возрасте остается на всю жизнь.
Свободное сочинение заключается в том, что ребенку предоставляется полная свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Этому не учат специально, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению подготавливается всей системой развития речи ребенка в детском саду и в домашних условиях. Чем лучше подготовлен ребенок в речевом отношении, тем больше развито у него воображение и творческие способности.
Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и богатое в грамматическом отношении, а главное — логично построенное и выразительное, доступно детям шестого-седьмого годов жизни. До этого времени их сочинения — набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений.
Неспособность детей младших возрастов к свободному сочинению нельзя считать отступлением от нормы, это вполне естественно и объясняется недостаточным еще для сочинительства развитием их речи и мышления. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения на пересказ.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN