Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

§ 2. Обучение рассказыванию

Воспитатель должен научить детей рассказывать о событиях из их собственной жизни; описывать вещи, растения, животных или заменяющие их игрушки; рассказывать о изображенном на картинках, статичных и подвижных (серии картинок на один сюжет, диафильмы, диапозитивы), кинофильмы.
В зависимости от этого рассказы детей можно классифицировать так:
1) рассказ о событиях: а) происшедших только что, б) происшедших значительно раньше;
2) рассказ о предметах (вещах, растениях, животных): а) наблюдаемых в данный момент, б) по памяти;
3) рассказ по картинке: а) статичной, б) подвижной — серии, развивающей сюжет (выполненной типографским способом, как диапозитив, диафильм или ко до позитив);
4) рассказ по кинофильму.
Все перечисленные виды рассказов в зависимости от цели обучения могут выполняться как описание, повествование или элементарное рассуждение.
К рассказу детей готовят так же, как к беседе: дети должны представлять себе предмет рассказа во всей его жизненной полноте, доступной ощущениям (размер, форма, цвет, запах, вкус, звучание, характер движений и т. д.); для называния всех признаков предмета, действий и их отношений у детей должны быть уже в запасе слова, грамматические формы. Следовательно, упражнению в рассказывании должны предшествовать упражнения лексические, грамматические (в случае нужды — фонетические), а также упражнения в собеседовании. Например, описанные выше беседы о шапке, о работе повара, о работе самих детей по высадке рассады в почву — все могут быть предметом рассказов детей: описаний, повествований и рассуждений.
Специальная задача рассказа (так же как и задача пересказа) — развитие монологической речи детей.
Обучение рассказыванию воспитатель ведет с помощью цепочек вопросов, т. е. плана, предусматривающего руководство логикой повествования, описания или рассуждения ребенка.
План рассказа может быть простым, т. е. линейной цепочкой вопросов, или сложным, т. е. разветвленным дополнительными цепочками вопросов (подсказывающих или только наводящих). Естественно, что с детьми разных возрастных групп занятия проходят по-разному, и требования к детям на этих занятиях тоже различные.
Сдетьми пятого года жизни. Рассказ о кролике (описание).
Воспитатель подводит детей к клетке с кроликом, чтобы дети покормили его, разрешает каждому погладить зверька по шерстке. Занятия могут начаться здесь же в живом уголке детского сада. Педагог дает план рассказа всей группе (когда все дети приготовятся отвечать, вызываются для ответа по очереди 3-4 человека):
 — Дети, кто может хорошо рассказать о нашем кролике: 1) Где он живет? 2) Какая у него шерстка? 3) Какие уши? 4) Какие глаза? (Это план линейный.)
Вызвав для ответа ребенка с плохо развитой речью, воспитатель должен помочь ему: позволить ответить сначала на один вопрос, сопроводив этот вопрос дополнительными цепочками вопросов, наводящих или подсказывающих: — Толенька, ты сначала скажи, какая шерстка у кролика: а) Какого она цвета? б) Какова она на ощупь? (Наводящие вопросы.) или: а) Шерстка у него беленькая? да? б) Она мягкая, пушистая? (Подсказывающие вопросы.) Однако разговор воспитателя с ребенком не должен превратиться в диалог, от ребенка надо добиться монологического описания: «У нашего кролика шерстка беленькая, мягкая, пушистая». В случае крайней речевой запущенности ребенка надо добиться, чтобы он имитировал речь воспитателя или речь другого ребенка, хорошо говорящего:
 — Слышишь, Толенька, как сказал о кролике Витя? Теперь ты скажи так же. Вот теперь ты почти совсем хорошо сказал!
Для старшей группы эта же тема рассказа может быть усложнена: цепочка вопросов длиннее.
Например: 5) Что делает кролик? (Сидит, поджавши лапки и положив уши на спину, ест морковку, посматривает на нас то одним, то другим своим красным глазом, шевелит усами и т. д.) 6) Кто за ним ухаживает? 7) Что может случиться с кроликом, если о нем, беспомощном и беззащитном, не позаботятся — вовремя не покормят, не напоят, не вычистят клетку? И т. д.
С детьми шестого года жизни. Рассказ о том, как дети помогли дворнику сгребать снег (повествование).
План: 1) Что делал Николай Захарович (дворник), когда мы (дети) вышли во двор? 2) Где мы достали лопатки? 3) Откуда ты набирал снег на лопатку и куда относил? В старшей группе наводящие и тем более подсказывающие вопросы к подобной теме обычно бывают уже не нужны. Но если эту же тему рассказа предложить детям средней группы, то там понадобятся наводящие и даже подсказывающие вопросы ко всем пунктам плана. Наводящие вопросы к 1-му пункту плана: а) Что держал в руках Николай Захарович? б) Что он сначала делал скребком? в) Куда потом он отбрасывал снег? И т. д. Подсказывающие вопросы к 1-му пункту плана: а) Николай Захарович держал огромную деревянную лопату? б) Он сначала сгребал снег на дорожке в кучу? в) Потом он поддевал снег лопатой и сваливал его на обочину дорожки? И т. д.
Для подготовительной группы эту тему (или подобную) необходимо усложнить вопросами, ответы на которые предполагают нравственную оценку поведения персонажей рассказа, а также знание средств механизации труда дворника.
Например: 4) Какую пользу людям приносит работа дворника? Могут ли существовать города без дворников? 5) Какие специальные машины убирают дворы, улицы и площади города? (Снегоуборочные, поливальные, пылесосы и др.)
С детьми седьмого года жизни. Рассказ о свойствах воды (рассуждение).
План: 1) Что случилось со снежинкой, которая упала мне на ладонь? 2) Почему растаяла снежинка, т. е. превратилась в воду? 3) Если тает в тепле одна снежинка, то что случится с большим комом снега (т. е. множеством снежинок), если его поместить в теплое место (например, собрать в ведро и поставить на плиту)?
Рассуждение на данную тему можно предложить и детям средней группы, если они имеют хорошую подготовку.
На занятии по рассказу всегда целесообразно вспоминать уже известные детям стихи, сказки, пословицы, загадки: это повышает эмоциональный настрой детей и делает их рассказы более выразительными.
Предложенные выше примерные занятия по обучению монологической речи проводятся с помощью приемов опоры на реальные объекты (рассказ о кролике, наблюдаемом детьми в момент составления рассказа) и на воспоминания о реальном (рассказ о работе дворника).
Рассказывать по картинке дети учатся в процессе рассматривания ими соответствующих картин: статичных или подвижных. Статичные картины — это дидактический материал для описаний: рассказ о предметах или действиях, изображенных на них, ведется в одном временном плане.
Подвижные картины (типографские серии, диафильмы, кодопозитивы и т. д.) — дидактический материал для повествований: рассказ о предметах или действиях, изображенных на них, представляет собой воспроизведение последовательно сменяющих друг друга ситуаций.
Материал для рассуждений может дать любая картина, стоит лишь поставить вопрос почему? (произошло то или иное действие) или при каком условии? (получает предмет тот или иной признак).
В качестве дидактического материала используются статичные картины, доступные детскому восприятию: с несложной композицией, в которой можно легко выделить отдельные объекты, установить их взаимоотношения. Наборы таких картин выпускаются специально для детского сада (серии: «Наша Таня», «Мы играем», «Домашние животные», «Дикие животные», «Времена года» и другие наборы).
Подвижные картинки издаются в серии «Книжки-складки» (например: «Гуси-лебеди», «Теремок») и в необходимом количестве всегда имеются в библиотеке детского сада. Методика работы с ними определяется формой самой книжки. Диафильмы и диапозитивы — иллюстрации к известным детям сказкам и рассказам русских и советских писателей — особенно удобны для обучения детей монологической речи. Дети их просматривают многократно, сначала — с чтением титров (воспитателем или родителями), затем чтение титров заменяется рассказом, содержания кадров самими детьми.
Если детям (старшей и подготовительной групп) при просмотре диафильмов разрешают самим пользоваться проекционным фонарем (вообще «техникой»), их интерес к упражнению особенно велик, а следовательно, приносит ребенку исключительно большую пользу.
Воспитатель должен рекомендовать родителям пополнять домашнюю библиотеку и фильмотеку указанными выше видами книжек и диафильмов и терпеливо выслушивать рассказы своих детей по картинкам-иллюстрациям.
Итак, обучение рассказыванию ведется с помощью приемов опоры на реальные объекты, опоры на воспоминания, опоры на картины. Процесс обучения монологу (повествованию, описанию, рассуждению) состоит в том, что воспитатель, во-первых, помогает ребенку с помощью плана (цепочки вопросов) не отступать от темы, излагать события в логической последовательности, во-вторых, заботится об эмоциональной выразительности речи рассказчика, подсказывая ему соответствующие интонации и предлагая подходящие для данной темы отрывки стихов, сказок, загадок, рассказов писателей.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN