Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Советы логопеда

Главная » Полезные советы» § 9. Об «инстинкте любознательности»
 

§ 9. Об «инстинкте любознательности»

Процесс усвоения речи, как уже выяснено, — это работа органов речи: мозга, артикуляционного и дыхательного аппарата. Не бывает так, чтобы речь была усвоена кем-то без физических и интеллектуальных усилий самого обучаемого. Учебные действия обучающего направлены на то, чтобы активизировать речевые действия обучаемого ребенка, чтобы заставить его самообучаться, т. е. работать физически и интеллектуально.
Обдумывая методы и приемы обучения родному языку, воспитатель заранее уверен, что ребенок послушается, не откажется работать.
На чем же основывается эта уверенность воспитателя? Ведь в первые дни, месяцы, даже годы жизни речевое общение для ребенка субъективно не является такой жизненной необходимостью, от которой зависит его выживание: родители угадывают и удовлетворяют потребности ребенка, обеспечивая тем самым его жизнь и физическое развитие. Между тем мы наблюдаем, что здоровый ребенок в первые же недели своей жизни полон стремления познать окружающий его мир. Он все хочет увидеть, потрогать находящиеся в поле его зрения предметы, он не устает рассматривать лица говорящих с ним людей, повторять их мимику, артикуляции. В часы бодрствования он работает не только охотно, он просто не может не работать: познавательная деятельность — это его естественное состояние.
Следовательно, человеку присущ познавательный инстинкт, врожденная любознательность, «инстинкт достижения». Его побуждает к действию не нужда в чем-либо, не недостаток, а стремление к новому переживанию — к овладению, к достижению. Л. И. Божович высказала интересную мысль, что начиная с младенческого возраста у человека проявляется инстинктивная потребность познания, потребность новых впечатлений; эта потребность ненасыщаема, поэтому она стимулирует и определяет внутреннее содержание процесса психического развития — развития остроты ощущений, становления интеллекта, облагораживания эмоций, оптимализации воли.
Воспитатель обязан обеспечить ребенку условия, в которых в полной мере удовлетворялась бы эта потребность. Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает: вот он сам — его руки, пальцы, ноги, вот близкие люди — мама, папа, вот предметы — молоко, каша, соска, ложка, миска, кровать, стул, стол, коляска, комната, дом, улица, город. Узнает (осознает) все это ребенок тогда, когда называет словом. Но слово всегда имеет грамматическую форму, т. е. оно не только кодовый знак определенных явлений действительности, но и кодовый знак связей и отношений между данными явлениями. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его мир таким, каков он есть: мир реальных вещей и явлений, существующих в связях и отношениях.
Без участия речи ребенок не может осознавать мир.
Психология познания такова, что знания об окружающем мире входят в сознание человека в вербальной (словесной) форме. «Благодаря тому, что оно (отражение действительности. — Л. Ф.) приобретает словесную форму, — пишет А. Н. Леонтьев, — и, следовательно, его содержание выступает для человека в объективных явлениях — явлениях языка, человек не только получает впечатления от воздействующих на него предметов и явлений, но и приобретает возможность, словесно называя предметы и явления, отдавать себе отчет в содержании своих впечатлений. А это и означает, что его впечатления (образы, представления, мысли) становятся сознательными. Таким образом, хотя сознательное отражение, как и всякая другая форма отражения, возникает в мозгу на основе воздействия самих окружающих предметов и явлений, однако это возможно лишь при том условии, если воздействующие явления так или иначе обозначаются в речи человека (внешней или внутренней, т. е. мысленно). Сознательное отражение действительности, как было сказано, осуществляется посредством языка, речи».
Следовательно, «инстинкт достижения» у ребенка может проявляться прежде всего как потребность овладения родным языком, служащим ему инструментом познания окружающей действительности.
Таким образом, у ребенка есть спонтанный психологический стимул к овладению родной речью. Воспитатель должен только разумно направить его речевое развитие — поставить его в зависимость от ознакомления с окружающим.


 Л.П.Федоренко, Г.А.Фомичева, В.К.Лотарев «Методика развития речи детей дошкольного возраста», М., 1977 г.

 

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN