Логопедический центр Людмила» Нарушения речи» Учимся произносить правильно» Этап автоматизации звука
Этап автоматизации звука
С физиологической точки зрения этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале. Поставленный звук еще очень хрупкий, условно-рефлекторная связь без подкрепления может быстро разрушиться. Автоматизировать звук это значит ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь. У детей с дефектами звукопроизношения закреплены стереотипы неправильного произношения слов, предложений и т.д. Автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифференциации правильного и неправильного артикуляционного уклада. Она осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному.
К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении. Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.
Автоматизация поставленного звука должна проводиться в строгой последовательности:
1. автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); 2. автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); 3. автоматизация звука в предложениях; 4. автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах; 5. автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах; 6. автоматизация звука в разговорной речи.
Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию.
Автоматизация щелевых звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. При закреплении смычных звуков и аффрикат последовательность иная: сначала автоматизация в обратных слогах, затем в прямых открытых. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.
На этом этапе предлагаются упражнения на произношение слогов с переносом ударения: са-са, са-са, са-са-са, са-са-са, са-са-са. На первых порах следует активно проводить работу по слоговым таблицам. Приложение №.2.
Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (са сад). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простых по фонетическому составу и не содержащих нарушенных звуков, затем в словах со стечением согласных. Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов. Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). Не следует ограничиваться только тренировкой звуков в словах, нужно вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.
На данном этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связных текстах, разговорной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.
На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.
В процессе автоматизации звуков проводится работа над просодической стороной речи: над ударением при автоматизации звука в слогах и словах, над логическим ударением в процессе автоматизации звуков в предложениях, над интонацией при закреплении произношения звука в предложении, связной речи.
Наряду с развитием фонетико-фонематической стороны речи, на этапе автоматизации звуков происходит обогащение словаря, его систематизация, формирование грамматического строя речи.
Для примера на этапе автоматизации звука с в слогах и словах можно предложить следующую тематику занятий:
* Автоматизация звука «с» в прямых открытых слогах: са, сы, сэ, со, су.
* Автоматизация звука «с» в обратных слогах: ас, ос, ыс, ис, ус и др.
* Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в начале слога): сол, сот, сак и др.
* Автоматизация звука «с» в закрытых слогах (звук в конце слога): лос, тос, кас.
* Автоматизация звука «с» в слогах со стечением согласных: ста, ска, ист, ост, уск.
* Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в начале слова): сад, сыр, сок, суп, сух.
* Автоматизация звука «с» в простых односложных словах (звук в конце слова): лес, лис, вес, нос.
* Автоматизация звука «с» в односложных словах со стечением согласных: стая, стол, стул, лист, ест, куст, мост.
* Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в начале слова): сани, сыро, сухо.
* Автоматизация звука «с» в простых двусложных словах (звук в середине слова, в конце слова): оса, косы, весы, овёс и др.
* Автоматизация звука «с» в двусложных словах со стечением согласных: сумка, свёкла, стакан, стайка, каска.
* Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах без стечения согласных: сапоги, сухари, самолёт.
* Автоматизация звука «с» в трёхсложных словах со стечением согласных: скамейка, ступени, капуста.
* Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах без стечения согласных.
* Автоматизация звука «с» в четырёхсложных словах со стечением согласных: сковорода.
|