Гордость центра: 

 Почётные логопеды!

Разное:

Отзывы!

Чёрный список!

Юмор

Словарь 

Законы

Игры!

 

Логопедам центра:

Частые вопросы

Соблюдаем условия

Соблюдаем договор

Соблюдаем оплату

 Скидки за выслугу лет

Прислушиваемся советам

Ответственность

Сравнение

 Возьмите меня с собой!Добавьте сайт в избранное!

Я еще пригожусь!

Ждем Ваших звонков по телефону:

Пожалуйста поделитесь с друзьями!

Нарушения речи

Главная » Нарушения речи» Общее недоразвитие речи (ОНР), ОНР у детей 

Общее недоразвитие речи (ОНР) 

Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).

Впервые термин ОНР был введён основоположником дошкольной логопедии Р.Е. Левиной.
Общее недоразвитие речи может наблюдаться при сложных формах детской речевой патологии: алалии, афазии (всегда), а также ринолалии, дизартрии.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР можно выделить следующие общие закономерности:

• Позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;

• Ограниченный словарный запас;

• Грубые нарушения грамматического строя;

• Выраженные недостатки звукопроизношения и фонемообразования;

• Речь детей с ОНР малопонятна.

 Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка у детей с общим недоразвитием речи:

Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. «безречевые дети»). Такие дети пользуются «лепетными» словами, звукоподражаниями, сопровождают «высказывания» мимикой и жестами. Например: «биби» — машина, велосипед, самолёт.
Дети с ОНР заменяют названия предметов названиями действий и наоборот:
тиди (сиди) — стул, кресло;
сет (шьёт) — игла;
ако (окно) — закрыть, открыть.
Общеупотребительные слова ребёнок воспроизводит в виде отдельных слогов и сочетаний:
ко — кошка;
бака — собака;
итя — мишка.

Второй уровень речевого развития. Кроме жестов и «лепетных» слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова, в самостоятельных высказываниях простые распространённые предложения из 2-3-4 слов. У детей этой категории ограничен пассивный словарный запас, отмечаются аграмматизмы (неправильное употребление грамматических конструкций), отмечается пропуск предлогов (пат ковати — спать на кровати; игаю куки — играю с куклой), отсутствие согласования прилагательных с именами существительными. Произносительные возможности детей значительно отстают от возрастной нормы. Нарушена слоговая структура (батик — бантик; баука — бабочка).

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Свободное общение затруднено. Дети этого уровня вступают в контакты с окружающими только в присутствии знакомых (родителей, воспитателей), вносящих соответствующие пояснения в их речь. Несмотря на значительное продвижение в формировании самостоятельной речи, чётко выделяются основные пробелы лексико-грамматического и фонетического оформления связной речи:

1) Лексические замены (плащ — пальто; халат — пижама);

2) Трудности в образовании прилагательных от существительных с различными значениями соотнесённости: клюный — клюквенный, деревный — деревянный; в употреблении приставочных глаголов с наиболее тонкими оттенками действий (приехал — ехал, зашёл — шёл);

3) Аграмматизм, проявляющийся в неправильном употреблении предлогов, согласовании прилагательных с существительными: мама снимает чайник плиты (с плиты); домик лисички (для лисички);

4) Недостатки звукопроизношения, выражающиеся в смешении, замене и искажении звуков.

Основные направления логопедической работы:

В работе с первым уровнем речевого развития главные задачи: развитие понимания речи, развитие активной подражательной деятельности в виде произношения любых звуковых сочетаний, развитие внимания и памяти;

Детей на втором уровне развития обучают умению отвечать на вопросы и самостоятельно задавать их друг другу. В процессе диалога закрепляются элементарные формы речи, доступные детям словосочетания. Предложения, составленные детьми по вопросам, объединяются в короткие рассказы и заучиваются.

Для детей третьего уровня: дальнейшее совершенствование связной речи, практическое усвоение лексических и грамматических средств языка, формирование правильного произношения, подготовка к обучению грамоте и овладение элементами грамоты.

Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз), так и во время родов (родовая травма, асфиксия), а также в первые годы жизни ребёнка.

Рассмотренный выше подход к ОНР можно назвать педагогическим, поскольку одной из его целей является формирование специализированных логопедических групп при дошкольных учреждениях. При этом объединяются дети, примерно соответствующие одному уровню (первому, второму или третьему) речевого развития для применения к ним сходных методов речевой коррекции. Однако клинически ОНР проявляется весьма разнообразно, потому наряду с педагогическим существует и медицинский подход к ОНР, при котором нарушения делятся уже не на уровни, а на так называемые группы (не путать с группами при дошкольных учреждениях) в соответствии с неврологическими и психопатологическими синдромами.

Чаще всего, говоря про ОНР, подразумевают речевые расстройства детей с нормальным интеллектом и слухом. Дело в том, что при нарушениях слуха или интеллекта недоразвитие речи, разумеется, возникает в большинстве случаев, однако при этом ОНР уже носит характер вторичного дефекта. Поэтому важно различать ОНР от других состояний как более легких, например, от временной задержки речевого развития (ЗРР), обычно не относящегося к ОНР (разные авторы трактуют этот вопрос по-разному), так и от более тяжелых расстройств, например, олигофрении или задержки речевого развития детей со сниженным слухом, при которых ОНР выступает уже в качестве вторичного дефекта. Такое разделение носит название дифференциального диагноза общего недоразвития речи и обычно включает в себя следующие разделы:

ОНР и задержка речевого развития (ЗРР); 

ОНР и олигофрения;

ОНР и задержка психического развития (ЗПР); 

ОНР и задержка речевого развития у детей с нарушениями слуха (тугоухостью);

ОНР и ранний детский аутизм (РДА). 

ООО “ЛЮДМИЛА” - логопедический центр     Ждем Ваших звонков:   (495) 727-34-07 Created by SEOLAN